Савёловское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия на север от Москвы. Главный ход до станции Савёлово (город Кимры) имеет длину 128 км. Единственное действующее ответвление до станции Дубна, его длина 51 км.
Линия в основном используется пригородными электропоездами. Для них основной пассажирский терминал в Москве — Савёловский вокзал. Единственный поезд дальнего следования (на Рыбинск, прицепные вагоны на Углич, Весьегонск, Пестово) отправляется с Белорусского вокзала. Ранее также ходил поезд до Санкт-Петербурга по объездному пути через станцию Сонково.
От станции Трудовая вдоль линии проходит трасса канала имени Москвы.
История
Линия открыта в декабре 1900 на участке Бескудниково — Савёлово и первоначально связывалась с Московско-Ярославской железной дорогой через Бескудниковскую ветку. Участок Москва — Бескудниково появился в марте 1902 (задержка связана с выбором места строительства вокзала). Ветка Вербилки — Большая Волга открыта в начале 1930-х, разобрана во время войны, восстановлена в 1950-х и продлена до Дубны в 1969.
Участок Лосиноостровская — Институт Пути был электрифицирован в 1945, Москва — Икша — в 1954, Бескудниково — Институт Пути, ныне не существующий, — в 1955, Икша — Дмитров — в 1956, Дмитров — Каналстрой — в 1961, Вербилки — Дубна — в 1970. На всех участках постоянный ток, напряжение 3 кВ.
Администрация
Административно Савёловское направление представляет собой Московско-Савёловскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского региона МЖД. Управление дистанции находится на станции Москва-Бутырская по адресу: Савёловская линия, 23.
В прошлом линия входила в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1900—1906), Северных железных дорог (1907—1936), Ярославской железной дороги (1936—1953), Северной железной дороги (1953—1959). В составе Московской железной дороги с 1959.
Современное развитие
Построена линия от станции Лобня до аэропорта Шереметьево. Она предназначена исключительно для движения аэроэкспрессов. Регулярное движение поездов началось в июне 2008 года.
Пассажирские платформы
На всей линии высокие платформы. Турникетами (АСОКУПЭ) для прохода пассажиров оборудованы только Савёловский вокзал, платформа Тимирязевская, станции Лобня (только платформа для аэроэкспрессов) и Дмитров. Таблички с названиями станций выкрашены в оранжевый и тёмно-красный цвета (ранее — в синий и оранжевый). В отличие от большинства других московских направлений, Савёловское практически не подвергалось реконструкции. Единственная полностью реконструированная платформа — это 4-я платформа Савёловского вокзала. С 27 апреля 2011 введена в строй 5-я платформа на Савёловском вокзале, предназначенная для пропуска поездов с Белорусского направления. На них установлены навесы оранжевого цвета.
Также в последние годы реконструированы станции Дубна и Большая Волга в городе Дубна. После запуска аэроэкспрессов "Савеловский вокзал - Аэропорт Шереметьево" (позднее маршрут изменился на "Белорусский вокзал - Аэропорт Шереметьево") была реконструирована платформа Шереметьевская в обоих направлениях. При этом, вопреки логике, находящаяся в гораздо худшем состоянии платформа на Москву станции Марк не тронута, а пригородные поезда, отстаивающиеся на ней по 10-15 минут во время пропуска экспрессов, не имеют возможности высадить пассажиров. Примерно в это же время (2009) была, наконец, починена платформа Каналстрой.
Список станций
Далее — Смоленское направление МЖД
Москва-Бутырская (Савёловский вокзал)
Пересечение с Рижским направлением МЖД
Тимирязевская
Пересечение с Ленинградским направлением ОЖД
Окружная
Пересечение с Малым кольцом МЖД
Дегунино
Бескудниковская ветка (разобрана):
Слободка
Отрадное
Институт Пути
Дзержинская
Бескудниково
Лианозово
Марк
Граница Москвы и Московской области проходит по железной дороге
Новодачная
Долгопрудная
Граница Москвы и Московской области проходит по железной дороге
Водники
Хлебниково
Шереметьевская
Лобня
Депо
Луговая
Некрасовская
Катуар
Трудовая
Примыкание Большого кольца МЖД с запада
Икша
Морозки
Турист
Яхрома
Примыкание Большого кольца МЖД с востока
Дмитров
Каналстрой
75 км
Орудьево
Вербилки
Ветка на Дубну:
Соревнование
Запрудня
Темпы
Мельдино
119 км
Карманово
Большая Волга
Дубна
94 км
Власово
Талдом
Лебзино
Граница Московской и Тверской областей
124 км
Граница Московской и Октябрьской железных дорог
Савёлово
Линия в основном используется пригородными электропоездами. Для них основной пассажирский терминал в Москве — Савёловский вокзал. Единственный поезд дальнего следования (на Рыбинск, прицепные вагоны на Углич, Весьегонск, Пестово) отправляется с Белорусского вокзала. Ранее также ходил поезд до Санкт-Петербурга по объездному пути через станцию Сонково.
От станции Трудовая вдоль линии проходит трасса канала имени Москвы.
История
Линия открыта в декабре 1900 на участке Бескудниково — Савёлово и первоначально связывалась с Московско-Ярославской железной дорогой через Бескудниковскую ветку. Участок Москва — Бескудниково появился в марте 1902 (задержка связана с выбором места строительства вокзала). Ветка Вербилки — Большая Волга открыта в начале 1930-х, разобрана во время войны, восстановлена в 1950-х и продлена до Дубны в 1969.
Участок Лосиноостровская — Институт Пути был электрифицирован в 1945, Москва — Икша — в 1954, Бескудниково — Институт Пути, ныне не существующий, — в 1955, Икша — Дмитров — в 1956, Дмитров — Каналстрой — в 1961, Вербилки — Дубна — в 1970. На всех участках постоянный ток, напряжение 3 кВ.
Администрация
Административно Савёловское направление представляет собой Московско-Савёловскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского региона МЖД. Управление дистанции находится на станции Москва-Бутырская по адресу: Савёловская линия, 23.
В прошлом линия входила в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1900—1906), Северных железных дорог (1907—1936), Ярославской железной дороги (1936—1953), Северной железной дороги (1953—1959). В составе Московской железной дороги с 1959.
Современное развитие
Построена линия от станции Лобня до аэропорта Шереметьево. Она предназначена исключительно для движения аэроэкспрессов. Регулярное движение поездов началось в июне 2008 года.
Пассажирские платформы
На всей линии высокие платформы. Турникетами (АСОКУПЭ) для прохода пассажиров оборудованы только Савёловский вокзал, платформа Тимирязевская, станции Лобня (только платформа для аэроэкспрессов) и Дмитров. Таблички с названиями станций выкрашены в оранжевый и тёмно-красный цвета (ранее — в синий и оранжевый). В отличие от большинства других московских направлений, Савёловское практически не подвергалось реконструкции. Единственная полностью реконструированная платформа — это 4-я платформа Савёловского вокзала. С 27 апреля 2011 введена в строй 5-я платформа на Савёловском вокзале, предназначенная для пропуска поездов с Белорусского направления. На них установлены навесы оранжевого цвета.
Также в последние годы реконструированы станции Дубна и Большая Волга в городе Дубна. После запуска аэроэкспрессов "Савеловский вокзал - Аэропорт Шереметьево" (позднее маршрут изменился на "Белорусский вокзал - Аэропорт Шереметьево") была реконструирована платформа Шереметьевская в обоих направлениях. При этом, вопреки логике, находящаяся в гораздо худшем состоянии платформа на Москву станции Марк не тронута, а пригородные поезда, отстаивающиеся на ней по 10-15 минут во время пропуска экспрессов, не имеют возможности высадить пассажиров. Примерно в это же время (2009) была, наконец, починена платформа Каналстрой.
Список станций
Далее — Смоленское направление МЖД
Москва-Бутырская (Савёловский вокзал)
Пересечение с Рижским направлением МЖД
Тимирязевская
Пересечение с Ленинградским направлением ОЖД
Окружная
Пересечение с Малым кольцом МЖД
Дегунино
Бескудниковская ветка (разобрана):
Слободка
Отрадное
Институт Пути
Дзержинская
Бескудниково
Лианозово
Марк
Граница Москвы и Московской области проходит по железной дороге
Новодачная
Долгопрудная
Граница Москвы и Московской области проходит по железной дороге
Водники
Хлебниково
Шереметьевская
Лобня
Депо
Луговая
Некрасовская
Катуар
Трудовая
Примыкание Большого кольца МЖД с запада
Икша
Морозки
Турист
Яхрома
Примыкание Большого кольца МЖД с востока
Дмитров
Каналстрой
75 км
Орудьево
Вербилки
Ветка на Дубну:
Соревнование
Запрудня
Темпы
Мельдино
119 км
Карманово
Большая Волга
Дубна
94 км
Власово
Талдом
Лебзино
Граница Московской и Тверской областей
124 км
Граница Московской и Октябрьской железных дорог
Савёлово
Ср Ноя 07, 2018 10:35 pm автор Aleksei_27
» Подвижной состав 2017
Ср Дек 27, 2017 6:06 pm автор Aleksei_27
» Поездка Кашин - Савёлово, апрель 2017г.
Чт Апр 13, 2017 9:02 pm автор Aleksei_27
» Поездка в МЮД, март 2017г.
Чт Апр 13, 2017 8:57 pm автор Aleksei_27
» Савеловский ход 2015!
Сб Июл 25, 2015 11:50 pm автор EmPeR1oR
» Савеловский ход 2014 год
Сб Дек 27, 2014 10:37 pm автор EmPeR1oR
» Углич требует восстановить работу железной дороги.
Вт Апр 01, 2014 6:30 pm автор EmPeR1oR
» Савеловский ход 2013-год
Вс Дек 29, 2013 12:18 am автор EmPeR1oR
» Вернем пассажирский поезд Москва - Сонково - Санкт-Петербург жителям Савёлки! Сбор подписей в поддержку петиции.
Ср Дек 04, 2013 2:54 pm автор EmPeR1oR